Бакалавриат, код направления 25.03.02
Специальность Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
На направлении предусмотрен увеличенный по сравнению с другими программами бакалавриата срок обучения — 4 года и 6 месяцев. При этом количество теоретических дисциплин невелико, преобладают практикоориентированные предметы. Базовые инженерные знания студенты получают на лекциях по инженерной и компьютерной графике, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехнике, основам теории надежности. Необходимую профессиональную подготовку обеспечивают такие дисциплины, как техническая диагностика, основы технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов.
Выпускники направления работают на аэродромах, в штатах авиакомпаний, конструкторских бюро. Задача техника — обеспечение бесперебойной работы различных узлов летательных аппаратов. Специалисты осматривают электросистемы и пилотажно-навигационные комплексы самолетов перед каждым полетом, проводят техническое обслуживание, диагностируют поломки, разбираются в их причинах. При необходимости осуществляют ремонт вышедших из строя узлов. Составляют рекомендации для производителей и пилотов.
Профили обучения: техническая эксплуатация и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем, техническое обслуживание и ремонт авионики
Формы обучения: очно, очно-заочно, заочно
Вузов
По этой специальности
6
В среднем по другим
16
Проходной балл
На эту специальность
40-79
В среднем на другие
43-85
Бюджетных мест
На эту специальность
133
В среднем на другие
295
Хочешь получить эту специальность в топовом вузе?
Поможем в онлайн-школе Учёба.ру подготовиться к ЕГЭ на высокие баллы с гарантией поступления на бюджет
- Расскажем о системе эффективной подготовки
- Познакомим с онлайн-школой и платформой
- Ответим на вопросы и запишем на занятия

С какими ЕГЭ можно поступить
Вузы по специальности
МГТУ ГА - профильный вуз, где готовят специалистов для гражданской авиации. В разработке учебных программ активное участие принимают работодатели. Университет располагает собственным парком воздушных судов с реальным авиационным оборудованием, который активно используется в учебном процессе. Партнер вуза - компания «Аэрофлот», принимает выпускников механического факультета в свою школу пилотов, что позволяет дополнительно получить престижную специальность пилота гражданской авиации.
ГУАП — лидер отечественной высшей школы в использовании передовых образовательных технологий. В России и за рубежом университет признан крупным научным центром, а также центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженеров, программистов, экономистов, менеджеров, юристов широкого профиля.
Самарский университет ведет подготовку специалистов для ракетно-космической, авиационной, радиоэлектронной, металлургической, автомобильной, инфокоммуникационной и других отраслей промышленности по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения по 54 основным образовательным программам и по 6 программам дополнительного профессионального образования.
Вуз в рейтингах

9 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

20 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).

44 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Созданы учебные лаборатории: теории и конструкции ЛА и АД, прикладной механики и ТЭЛА, аэрогидромеханики и безопасности полетов, технической эксплуатации РЛО и РНО, авиационных радиоэлектронных систем и систем связи, общей радиотехники, общей электротехники, авиационного электрооборудования, систем автоматического управления и пилотажно-навигационных комплексов, вычислительной техники, физики, химии.
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева - ведущий вуз в области подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Видит свою миссию в формировании и удовлетворении интеллектуальных, научно-образовательных и нравственных потребностей личности, общества и государства, в качественной подготовке высокопрофессиональных специалистов и научных кадров.
Поступление по олимпиаде
01 октября - 01 октября
отборочный онлайн этап
Всероссийская олимпиада школьников по математике
«Всеросс»
уровень
4-11
классы
20 октября - 25 декабря
отборочный онлайн этап
Олимпиада школьников «Шаг в будущее»
Ⅱ-Ⅲ
уровень
8-11
классы
01 ноября - 22 ноября
отборочный онлайн этап
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»
Ⅰ-Ⅲ
уровень
7-11
классы
Профессии
Работа инженера-конструктора мало изменилась со времен СССР, вот только если раньше они стояли за кульманами, то теперь делают чертежи в компьютерных средах. Но суть осталась прежней: инженер-конструктор разрабатывает детали и конструкции, делает по ним технические расчеты, составляет технические условия производства и т. д. По этим документам потом отливаются, вытачиваются и вырезаются детали будущей конструкции. Специалист также следит за монтажом механизма и его сдачей в эксплуатацию.
Работают инженеры-конструкторы в самых разных сферах — от предприятий по производству кронштейнов для телевизоров до автомобильных гигантов и военных заводов.
Инженер по эксплуатации следит за сохранностью объекта на всех этапах работы с ним. Он контролирует ведение строительной технической документации, создает и корректирует заявки на закупку материалов, коммуницирует с коллективом сотрудников, работающих над сооружением. Также специалист взаимодействует с проверяющими органами (например, с Ростехнадзором). Инженер по эксплуатации может работать как со зданиями, так и с различным оборудованием, элементами инфраструктуры, транспортом и охранными системами.
Похожие специальности
Выпускники направления отвечают за готовность летательных аппаратов к эксплуатации, проводят плановую общую проверку самолетов и вертолетов, занимаются техническим обслуживанием и наладкой различных систем. Наиболее востребованы техники в штатах авиакомпаний и в аэропортах.
Экзамены в 14 вузах:
математика
русский язык
физика
бакалавриат
Выпускники направления конструируют летательные аппараты, разрабатывают внутреннее оснащение самолетов и вертолетов. Могут выступать в качестве экспериментальных конструкторов или проектировщиков, в том числе в малой авиации.
Экзамены в 12 вузах:
математика
русский язык
физика
Экслюзивная специальность, представлена всего в нескольких российских вузах. На ней готовят специалистов для гражданской авиации — авиадиспетчеров, инженеров по эксплуатации. Также выпускники получают квалификацию пилота.
Экзамены в 4 вузах:
математика
русский язык
физика