Наверное, интерес к экологии у меня появился от большой любви к природе. Кроме того, в школе у нас были дополнительные занятия, включавшие в себя биологию и основы экологии. Походив на них, я поняла, что означает понятие «экологическая проблема», да и экология в целом. Экология — это не только уборка мусора и защита амурского тигра, это целый комплекс знаний, которые очень интересно изучать.
В этот комплекс входит множество наук — биология, география, геология, физика, химия. Если говорить коротко, экология — это наука об окружающей среде. Следовательно, все науки, с помощью которых можно изучать окружающую среду, так или иначе связаны с экологией.
Экология интересовала меня и до поступления в университет, так что с выбором факультета я особенно не мучилась. На выбор именно РУДН повлияла возможность изучать иностранные языки и по окончании бакалавриата получить еще и диплом переводчика.
Я занималась с репетиторами и посещала занятия в Вечерней экологической школе — это подготовительные курсы, которые организовал факультет.
Чем мне помогли репетиторы? Знания, полученные в школе, нужно было систематизировать, ведь географию, например, или биологию изучают на протяжении нескольких классов. Нужно было вспомнить очень многое, а кое-что и выучить впервые. Репетиторы помогли восполнить пробелы в знаниях.
На курсах мы занимались в группе из 8-10 человек, была возможность выбрать, по каким дисциплинам ты хочешь посещать занятия. Нам преподавали математику, русский язык, географию и биологию. Вели занятия преподаватели нашего факультета. При поступлении эти занятия мне очень помогли. Преподаватели очень грамотно подходили к подаче материала, мы не только разбирали варианты ЕГЭ, как это часто делается, но и получили неплохую базу знаний, которая очень пригодилась в процессе учебы.
С репетиторами я занималась индивидуально, естественно, все время занятия уходило только на разбор моих собственных проблем. На курсах преподаватель должен был уделить время каждому в группе, и помимо этого была определенная программа, которую мы должны были охватить.
Я очень довольна и своей основной специальностью, и дополнительными программами для получения диплома переводчика. Кто-то может со мной поспорить, но мне кажется плюсом действующая болонская система. В большинстве случаев она существенно упрощает процесс обучения. Система баллов позволяет оценить свою успеваемость и понять, на какую оценку стоит рассчитывать в итоге. А если, например, не получилось хорошо сдать экзамен при наличии достаточного количества баллов, набранных за семестр, можно не беспокоиться по поводу пересдачи. Основной минус состоит в том, что наш экологический факультет расположен достаточно далеко от главного здания, в связи с чем мы по большей части отрезаны от всей университетской общественной жизни.
На выбор именно РУДН повлияла возможность изучать иностранные языки, а по окончании бакалавриата получить еще и диплом переводчика.
Мы изучали много геологических и биологических дисциплин. На семинарах проводятся практические работы. Это может быть работа как с компьютерами, так и с какими-либо образцами (гербариями, микропрепаратами, минералами).
На ботанике, например, мы занимались с определителем растений: нужно было по высушенному или свежему образцу определить вид растения, пользуясь определителем. На дисциплинах, связанных с оценкой воздействия на окружающую среду, работали со специальными программами. Программы мы использовали для изучения картографии, для составления отчетов ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду).
Больше всего нравится биология и предметы, связанные с экологией человека. Почему — трудно сказать: биология мне нравилась и в школе. После поступления я полюбила и геологические науки, хотя воспринимаю их немного сложнее. Эти науки очень важны для эколога. Когда речь идет о мониторинге окружающей среды или о составлении отчетов ОВОС, необходимо в полной мере представлять себе, как действует экосистема и какие ее компоненты могут подвергаться вредному воздействию. Речь идет не только о живых организмах, но и о ландшафте, о почвах, о климате, о воздухе и воде.
Как и в любом коллективе, есть преподаватели хорошие, есть не очень хорошие. В общем и целом могу сказать, что мне очень повезло, и оправданных ожиданий было гораздо больше, чем разочарований.
Конечно, у каждого преподавателя есть своя методика. Один держится со студентами дружелюбно, другой — более строго, у третьего получается преподносить материал так, чтобы было легко и интересно, у кого-то на лекциях волей-неволей клонит в сон. Хочу отметить преподавателя по неорганической химии. У него я без особенных проблем выучила то, с чем мучилась на протяжении всего времени с тех пор, как начала изучать химию вообще. Очень интересно было на лекциях и понятно на семинарах.
С ними мне, опять же, очень повезло. На потоке нас было не так уж и много, около 70 человек, так что все друг друга знали и хорошо друг с другом общались. В группе отношения сложились очень теплые, и, что самое главное, у нас принята взаимопомощь. Нет никаких проблем с тем, чтобы найти конспект лекции, которую пропустил, или раздобыть ответы на контрольную, если у кого-то они есть. Так как у нас университет дружбы народов, с нами учится много иностранцев, были ребята из Латинской Америки, Африки, с Ближнего Востока.
Наиболее популярные направления — это экологический мониторинг и работа в сфере рационального природопользования. Кто-то уходит в науку, занимается, например, системной экологией. А вообще образование получается такое, что позволяет пойти потом куда угодно, углубиться в любую область знаний, которые мы изучали.
Например, выпускники могут заниматься составлением отчетов оценки воздействия на окружающую среду. Если речь идет о мониторинге, то это может быть сбор образцов или их обработка. Можно проводить судебную или общественную экологическую экспертизу, это тоже довольно популярное направление.
Исследованием и созданием благоприятной обстановки в жилых зонах. Например, выявлением в помещении аллергенов и разработкой мер по борьбе с ними.
Существует достаточно много возможностей для развития, однако по большей части всё тормозится, когда дело упирается в деньги. Притом, что вроде бы для развития экологии делается достаточно много, существует масса экологических нарушений и случаев пренебрежения состоянием окружающей среды. Так, например, через особо охраняемые природные территории тянут шоссе или при проектировании предприятий не учитываются экологические риски.
Обсуждение материала
Оставить комментарий